Неточные совпадения
Он прочел все, что было написано во Франции замечательного по части философии и красноречия в XVIII веке, основательно знал все лучшие произведения французской
литературы, так что мог и любил часто цитировать места из Расина, Корнеля, Боало, Мольера, Монтеня, Фенелона; имел блестящие познания в мифологии и с пользой изучал, во французских переводах, древние памятники эпической поэзии, имел достаточные познания в
истории, почерпнутые им из Сегюра; но не имел никакого понятия ни о математике, дальше арифметики, ни о физике, ни о современной
литературе: он мог в разговоре прилично умолчать или сказать несколько общих фраз о Гете, Шиллере и Байроне, но никогда не читал их.
— Лозунг командующих классов — назад, ко всяческим примитивам в
литературе, в искусстве, всюду. Помните приглашение «назад к Фихте»? Но — это вопль испуганного схоласта, механически воспринимающего всякие идеи и страхи, а конечно, позовут и дальше — к церкви, к чудесам, к черту, все равно — куда, только бы дальше от разума
истории, потому что он становится все более враждебен людям, эксплуатирующим чужой труд.
— Не пиши, пожалуйста, только этой мелочи и дряни, что и без романа на всяком шагу в глаза лезет. В современной
литературе всякого червяка, всякого мужика, бабу — всё в роман суют… Возьми-ка предмет из
истории, воображение у тебя живое, пишешь ты бойко. Помнишь, о древней Руси ты писал!.. А то далась современная жизнь!.. муравейник, мышиная возня: дело ли это искусства!.. Это газетная
литература!
Такое произведение, при великом таланте, уже принадлежало бы не столько к русской
литературе, сколько к русской
истории.
Сочинения Содерлендов, Барро, Смитов, Чезов и многих, многих других о Капе образуют целую
литературу, исполненную бескорыстнейших и добросовестнейших разысканий, которые со временем послужат основным камнем полной
истории края.
Революционерка учила его и поражалась той удивительной способностью, с которой он ненасытно поглощал всякие знания. В два года он изучил алгебру, геометрию,
историю, которую он особенно любил, и перечитал всю художественную и критическую
литературу и, главное, социалистическую.
Подобного поклонения государственной силе, как мистическому факту
истории, еще не было в русской
литературе.
Я тут же познакомилась с некоторыми из девушек; Вера Павловна сказала цель моего посещения: степень их развития была неодинакова; одни говорили уже совершенно языком образованного общества, были знакомы с
литературою, как наши барышни, имели порядочные понятия и об
истории, и о чужих землях, и обо всем, что составляет обыкновенный круг понятий барышень в нашем обществе; две были даже очень начитаны.
Необъятная
литература, служащая материалом для
истории.
Я нашел тогда свою родину, и этой родиной стала прежде всего русская
литература {Эта часть
истории моего современника вызвала оживленные возражения в некоторых органах украинской печати.
Политически журнал был левого, радикального направления, но он впервые в
истории русских журналов соединял такого рода социально-политические идеи с религиозными исканиями, метафизическим миросозерцанием и новыми течениями в
литературе.
Этот же хаос Тютчев чувствует и за внешними покровами
истории и предвидит катастрофы. Он не любит революцию и не хочет ее, но считает ее неизбежной. Русской
литературе свойствен профетизм, которого нет в такой силе в других
литературах. Тютчев чувствовал наступление «роковых минут»
истории. В стихотворении, написанном по совсем другому поводу, есть изумительные строки...
Гоголь — одна из самых трагических фигур в
истории русской
литературы и мысли.
Гюисманс замечателен как исследователь католического культа и католической мистики, книги его наполнены глубокими мыслями о готике, о литургике, о примитивах, о мистических книгах и ценными замечаниями по
истории искусства и
литературы.
Лопатин подвел итоги длинной
истории метафизического учения о причинности и дал лучшее в современной философской
литературе учение об отношении причинности к свободе.
Литература об этом обширна; краткий очерк о взаимоотношениях Пушкина и Воронцовой — в статье Е. Б. Черновой «К
истории переписки Пушкина и Е. К. Воронцовой» (сб. «Пушкин — Временник», II, 1936).
Я могу переводить Ювенала, да, быть может, вон соберу систематически материалы для
истории Абассидов, но этого не могу; я другой школы, нас учили классически; мы
литературу не принимали гражданским орудием; мы не приучены действовать, и не по силам нам действовать.»
Это сторона, так сказать, статистическая, но у раскола есть еще
история, об которой из уст ихних вряд ли что можно будет узнать, — нужны книги; а потому, кузина, умоляю вас, поезжайте во все книжные лавки и везде спрашивайте — нет ли книг об расколе; съездите в Публичную библиотеку и, если там что найдете, велите сейчас мне все переписать, как бы это сочинение велико ни было; если есть что-нибудь в иностранной
литературе о нашем расколе, попросите Исакова выписать, но только, бога ради, — книг, книг об расколе, иначе я задохнусь без них ».
Я учился и
истории, и
литературе и, кроме того, владею французским языком.
[Женщина любит, чтобы между двумя поцелуями ее посвящали в тайны
истории, морали,
литературы (франц.)]
Он заговорил с молодою девушкой, был очень доволен ее ответами и кончил предложением прочесть ей серьезный и обширный курс
истории русской
литературы.
Не имея возможности достать самое сочинение, я постарался познакомиться с тем, что известно о Хельчицком, и такие сведения я получил из немецкой книги, присланной мне тем же пражским профессором, и из
истории чешской
литературы Пыпина.
Но как ни была ужасна вся
история с «Кулакиадою», Бобров, конечно, все-таки помирился с совершившимся фактом и простил его, но сказал при том Рылееву назидательную речь, что
литература вещь дрянная и что занятия ею никого не приводят к счастию.
Но ежели бы кто, видя, как извозчик истязует лошадь, почел бы за нужное, рядом фактов, взятых из древности или и в
истории развития современных государств, доказать вред такого обычая, то сие не токмо не возбраняется, но именно и составляет тот высший вид пенкоснимательства, который в современной
литературе известен под именем"науки".
Наконец, в исходе августа все было улажено, и лекции открылись в следующем порядке: Григорий Иваныч читал чистую, высшую математику; Иван Ипатыч — прикладную математику и опытную физику; Левицкий — логику и философию; Яковкин — русскую
историю, географию и статистику; профессор Цеплин — всеобщую
историю; профессор Фукс — натуральную
историю; профессор Герман — латинскую
литературу и древности...
Оторванный от театра стечением обстоятельств, я бросился в другую сторону — в
литературу, в натуральную
историю, которую читал нам на французском языке профессор Фукс, и всего более пристрастился к собиранию бабочек, которым увлекался я до чрезвычайности.
Кроме любви к
литературе и к театру, которая соединяла меня с Александром Панаевым, скоро открылась новая общая склонность: натуральная
история и собирание бабочек; эта склонность развилась, впрочем, вполне следующею весною.
Происходит он от старинной дворянской фамилии, довольно счастливой и талантливой, играющей заметную роль в
истории нашей
литературы и просвещения.
Рассуждая таким образом, нельзя не назвать труд г. Устрялова весьма замечательным явлением в нашей
литературе, и, вероятно, даже специалисты-ученые, занимающиеся русской
историей, не много найдут в «
Истории Петра» таких мест, которые можно бы было упрекнуть в неосновательности, в недостоверности или несправедливости.
«На всякий случай, если, например, завяжется публичная
история (а публика-то тут суперфлю: [Суперфлю (франц. — superflu) — здесь: изысканная.] графиня ходит, князь Д. ходит, вся
литература ходит), нужно быть хорошо одетым; это внушает и прямо поставит нас некоторым образом на равную ногу в глазах высшего общества».
Кроме того, что все такие биографические сведения и разыскания любопытны, полезны и даже необходимы, как материал для
истории нашей
литературы, — в этом внимании, в этих знаках уважения к памяти второстепенных писателей выражается чувство благодарности, чувство справедливости к людям, более или менее даровитым, но не отмеченным таким ярким талантом, который, оставя блестящий след за собою, долго не приходит в забвение между потомками.
За обедом и помину не было об
литературе; говорили о Наполеоне, об его тайных замыслах, о городских новостях и преимущественно о скандалезных
историях.
Подметить эти новые фазы его существования, определить сущность его нового смысла — это всегда составляло громадную задачу, и талант, умевший сделать это, всегда делал существенный шаг вперед в
истории нашей
литературы.
(47) См. Старчевского «
Литература русской
истории до Карамзина», стр. 218. В биографии Чеботарева, в «Словаре проф. Моск. унив.», г. Соловьев говорит неопределенно: в это время Чеботарев занимался выписками из летописей. По ходу его изложения это может относиться к 1782–1790 годам. Промежуток довольно значительный.
«Собеседник любителей российского слова» должен занять видное место в
истории русской
литературы и в особенности журналистики.
(43) Г-н Старчевский говорит («
Литература русской
истории до Карамзина», стр. 230): «Записки эти составлены из свода разных русских летописей, со многими синхронистическими таблицами и с критическими примечаниями». Более ничего не сказано для их характеристики.
Но некоторые сведения из
истории нашей
литературы и законодательства показывают, что указы Екатерины не оставались пустыми словами и этим очень резко отличались от сатирических возгласов тогдашних восторженных обличителей.
Но если аналогия может к чему-нибудь повести, то нам представляется в книге г. Афанасьева превосходный случай проследить один «эпизод из
истории русской
литературы», во многих отношениях аналогический настоящему времени.
Но ведь надо же объяснить общественный факт, представляющийся нам в
истории нашей
литературы; надо же, наконец, бросить хоть догадку, хоть намек (если еще невозможно настоящее объяснение) на то, отчего наша
литература сто лет обличает недуги общества, и все-таки недуги не уменьшаются.
История дальновидных мышей несколько раз повторялась в русской
литературе, только в обратную сторону.
Почти все они выработались гораздо прежде, под влиянием литературных преданий другого периода, начало которого совпадает в
истории… впрочем, что нам до
истории: читатели сами ее должны знать… будем говорить только о
литературе.
В то самое время, как «Морской сборник» поднял вопрос о воспитании и Пирогов произнес великие слова: «Нужно воспитать человека!», — в то время, как университеты настежь распахнули двери свои для жаждущих истины, в то время, как умственное движение в
литературе, преследуя титаническую работу человеческой мысли в Европе, содействовало развитию здравых понятий и разрешению общественных вопросов: — в это самое время сеть железных дорог готовилась уже покрыть Россию во всех направлениях и начать новую эру в
истории ее путей сообщения; свободная торговля получила могущественное развитие с понижением тарифа; потянулась к нам вереница купеческих кораблей и обозов; встрепенулись и зашумели наши фабрики; пришли в обращение капиталы; тучные нивы и благословенная почва нашей родины нашли лучший сбыт своим богатым произведениям.
Нет, и здесь опять та же самая
история: мысль о судебных преобразованиях пущена в ход в
литературе потому только, что она давно созрела и приводится в исполнение в законодательстве.
Это была бы, по моему мнению, истинная услуга
истории русской
литературы и потомству.
Он видел, как разорвалась та симпатическая связь, которая соединяла его с обществом, и начал с лихорадочным беспокойством бросаться во все отрасли
литературы: в
историю, роман, журналистику, отыскивая какой-нибудь струны, которая связала бы его с публикою.
Более сил нашел в себе Гоголь, которого значение в
истории русской
литературы не нуждается уже в новых объяснениях.
«Очерк поэзии» г. Милюкова составлен так хорошо, как ни одна из
историй русской
литературы, и потому нам не хотелось спорить с почтенным автором о предмете, который так последовательно проведен им по всей книге.
Это невольное отступление, сделанное нами по поводу ограниченности круга действия русской
литературы, приводит нас теперь именно к тому, с чего мы хотели начать нашу статью, — к рассмотрению содержания и характера, успевшего проявиться в
истории нашей
литературы.
Они готовы думать, что
литература заправляет
историей, что она [изменяет государства, волнует или укрощает народ,] переделывает даже нравы и характер народный; особенно поэзия, — о, поэзия, по их мнению, вносит в жизнь новые элементы, творит все из ничего.
Это имя не будет забыто в
истории русской
литературы.